Индустрия
Написал Dosian дата: 14.10.2017

Крупнейшие киберспортивные организации

На протяжении всей истории существования соревновательного духа в онлайн-играх, существовали понятия «команды», «клана» — это, как и в любой другой области жизни, сплочает, сближает коллектив. Сколько было организовано сходок, встреч; сколько ночей было проведено вместе за любимым хобби, а для кого-то уже и делом. С процессом развития киберспорта как дисциплины, начали появляться профессиональные организации, киберспортивные команды, и сейчас многие из них уже имеют армии фанатов и поклонников. «Зверя нет сильней медведя, Virtus.pro — вперед к победе» — думается, не мне одному известна эта фраза. Бренд Natus Vincere является очень популярным в мире, поэтому не стоит недооценивать важность знамен, за которые играют киберспортсмены.
Virtus.pro

Устройство профессиональных организаций в киберспорте

Киберспортивные организации на нынешнем витке развития киберспорта, во многом похожи на любую качественно положительную организацию в бизнесе — сложная, хорошо отлаженная система, в которой торможение в работе любой из шестеренок, может вывести ее из строя.
Несколько лет назад, на стадии становления киберспорта, эта система отлаживалась и отрабатывалась — с одной стороны устройство организаций было проще, с другой — процесс поиска идеальной системы занятие более сложное, чем кажется со стороны.
Как итог, штаб организации включает себя большое количество разномастных специалистов — повар, психолог, тренер команды, тренер по физической подготовке. Некоторые команды даже имеют отдельных тренеров по мотивации. Существование профессиональных команд позволяет игрокам сосредоточиться на выполнении прямых обязанностей:

  • Менеджер берет на себя обязанности по участию команды в турнирах и лигах, общению с прессой (частично);
  • Тренер концентрируется на тактической составляющей, помогает разбирать личные ошибки игроков.
  • Психолог, физиотерапевт, диетолог поддерживают игроков в оптимальной физической и моральной формах.

Помимо всего этого, для укрепления командного духа и взаимопонимания, игроки проводят большое количество времени на буткемпе — как правило, это арендуемая квартира, или отдельный дом, но некоторые команды уже обзавелись собственными крепостями. Ниже, — командный дом FaZe Clan в Лос-Анджелесе — одной из лучших киберспортивных команд по CS:GO.
faze teamhouse
Также, организация берет на себя обязательства по выплате заработной платы игрокам и всем работникам; ведет переговоры и заключает контракты со спонсорами; заведует общей бухгалтерией. Среди сотен профессиональных команд, можно выделить небольшое количество организаций-династий — известных, стабильных и не запятнанных брендов, выступать под знаменами которых — честь для любого киберспортсмена. Несмотря на то, что уровни зарплат в них разнятся, стоит добавить, что выступление за такие организации, поднимает и собственный бренд игрока, что также приносит доход.

Топ профессиональных киберспортивных организаций

Для составления оценочного топ-листа профессиональных коллективов возьмем следующие критерии: стабильность, история, выигранные призовые, наличие игроков/составов-брендов, финансовая порядочность по отношению к игрокам и популярность.
Evil Geniuses (EG, США)Evil Geniuses (EG, США)
Год основания: 1999
Активные составы: Dota 2, CoD, Halo, Super Street Fighter
Спонсоры: Monster Energy, SteelSeries, AMD, SanDisk
Общие призовые: 15,421,179.29$, 6 27 турниров и лиг (#1 в мире).
Игроки/составы-бренды: СS 1.6 (2008-11), Dota 2 (с 2011), Stephano (SC2, 2012-14), IdrA (SC2, 2010-13), iNcontroL (SC2, 2011-17), ThorZain (SC2, 2012-17), HuK (SC2 2011-17)
«Злые гении» — одна из самых старых, крепких и надежных мировых организаций и является топовой киберспортивной организацией в мире.. За всю свою почти 20-летнюю историю, организация всегда понимала нужный вектор развития. Никогда не распыляясь на большое количество средненьких составов, поначалу определяющими дисциплинами были Counter-Strike и Starcraft: Brood War. К началу второй декады ХХI века, с подъемом Dota 2 и Starcraft 2 — внимание переключилось на эти дисциплины. Хороший маркетинг, менеджмент, достойное отношение к игрокам позволило преобразовать организацию в настоящую империю. С грустью воспринялась новость об окончательном роспуске SC2 состава в конце 2016 года, но, будем надеяться, что это был шаг назад, чтобы сделать большой прыжок вперед.
Fnatic Fnatic (Великобритания/Австралия)
Год основания: 2004
Активные составы: Dota 2, LoL, CS:GO, HotS
Спонсоры: AMD, GG.Bet, MSI, Twitch.tv
Общие призовые: 7,192,860.89$, 604 турнира и лиги (#4 в мире).
Игроки/составы-бренды: CS:GO (с 2014), Naama (SC2, 2012-14), LoL (с 2011)
Команда, с штаб-квартирой в Лондоне, с момента своего основания делала упор
на CS-состав, в 2011 году добавился состав по Лиге Легенд. Команда отличается своей многонациональностью — организация объединяет под своими знаменами игроков со всех концов мира. Fnatic являются одной из лучших киберспортивных команд мира по League of Legends.
SK-GamingSK-Gaming (Германия)
Год основания: 1997
Активные составы: CS:GO, WoW, Hearthstone
Спонсоры: VISA, Intel, ASRock, Kingston
Общие призовые: 3,571,730.68$, 482 турнира и лиги (#4 в мире).
Игроки/составы-бренды: CS:GO/CS 1.6 (с 2005), MC (SC2, 2012-13), LoL (2011-2015).
Немецкая организация с начала века всемирно известна как отдельными личностями в CS:GO, так и всем составом. Номинально, организация мультигейминоговая — но на деле большинство сил и средств уходят в CS-состав.
Delpan, GeT_RiGhT, SpawN, f0rest, Robban, а ныне coldzera, FalleN — лучшие из лучших, гордость CS-сцены.
SKTT1 SKTT1 (Южная Корея)
Год основания: 2002
Активные составы: LoL
Спонсоры: SK Telecom
Общие призовые: 6,970,706.91$, 204 турнира и лиги (#5 в мире).
Игроки/составы-бренды: BoxeR (SC:BW 2004-06/ 08-10, Bisu (SC:BW/SC2, 2008-13), LoL (с 2011).
Самая популярная и именитая команда Южной Кореи, за 15 лет существования — было выиграно бесчисленное множество матчей по Starcraft’у. Сейчас у команды присутствует лишь LoL-ростер, в котором играет, вероятно, лучший игрок мира — Faker. Корейская сцена всегда считалась элитной как в Starcraft’е, так и в Лиге Легенд — а SKTT1 — элита внутри элиты.
Natus VincereNatus Vincere (Украина)
Год основания: 2009
Активные составы: Dota 2, CS:GO, FIFA, WoT, LoL
Спонсоры: Twitch, G2A, HyperX, EGB, Aviasales
Общие призовые: 6,273,162.44$, 482 турнира и лиги (#6в мире).
Игроки/составы-бренды: CS 1.6/GO (c 2010), Dota 2 (с 2011), WoT (с 2013)
Natus Vincere. Na’Vi. Рожденные побеждать. Сколько эмоций связано с этой командой у ее фанатов. Сколько успехов, неудач, волнений было и будет пережито. 35 титулов крупных международных соревнований у Dota 2 и CS составов на пару. Самая титулованная СНГ-команда. Dendi — для многих икона в Dota-мире. GuardiaN, starix, zeus, Edward, markeloff, ceh9, seized, молодая звездочка s1mple — лучшие из лучших в CS, сильнейший состав по World of tanks, — все это — самая популярная СНГ-команда.
vp logoVirtus.Pro (Россия)
Год основания: 2003
Активные составы: Dota 2, CS:GO, LoL, Hearthstone, WoT, HotS
Спонсоры: Twitch, G2A, VertaGear, Fragstore
Общие призовые: 4,822,804.28$, 282 турнира и лиги (#10 в мире).
Игроки/составы-бренды: CS:GO (настоящий состав, c 2014), Dota 2 (с 2012)
Самая популярная российская организация. Стабильный состав по CS:GO, и сильнейшую стабильную команду по Dota 2, которому все время чего-то не хватает для закрепления на вершине. Популярны наравне с «рожденными побеждать», первый в России профессиональный киберспортивный клуб и флагман отечественного киберспорта.

Кто, где и кого? Обзор лучших коллективов в игровых дисциплинах

Dota 2

Общее впечатление: Всю историю Dota 2, как соревновательной дисциплины, можно разделить на несколько периодов

  1. С релиза игры (август 2011) по начало 2013 года — золотое время для Natus Vincere, — эпоха доминирования СНГ-коллектива. Причем если в первый год после релиза, почти все турниры уровня «премьер» оставались за Na’Vi, то чем дальше, тем хуже были результаты черно-желтых. Переломным моментом стал The International 2012, где в финале они проиграл китайцам из Invictus Gaming. После этого турнира, многие подиумы в 2012 году стали уходить в другие коллективы Европы и Америки.
    Властелины эпохи — Natus Vincere
  2. 2013 год. Этот год стоит рассмотреть отдельно. После новогодней паузы, Na’Vi смогли прийти в себя — но у них появился достойный соперник — Alliance. В течение всего года коллективы чередовали победы; между ними и прошла битва года в финале The International, победителем из которой вышли шведы (я думаю, многие помнят знаменитый Dream Coil от s4). В этом году, к стандартам игры наконец подтянулись китайские команды, — регион наконец начал показывать достойные результаты.
    Властелины эпохи — Alliance
  3. 2014 год запомнился фанатам Dota 2 доминированием китайских команд, китайским же финалом The International, на который, на мой субъективный взгляд, невозможно было смотреть. Единственные некитайские команды, которые весь год составляли конкуренцию азиатам — Evil Geniuses и Cloud 9
    Властелины эпохи — Китай
  4. 2015 год. После невеселого прошлого года, наступила эпоха Team Secret и Evil Geniuses. И если до мая Vici Gaming разбавляли эту картину, напоминая о прошлогодней доминации Китая, то после этого лишь на The International CDEC смогли забрать серебро, победа же ушла в руки EG. Но все понимают, что CDEC для Китая — нонсенс, можно их не брать в расчет. Команда взорвала публику, можно сказать, что стиль игры был агрессивно-европейским, но это будет неточно. Они просто играли в свою игру. Безбашенную, «ни шагу назад».
    Властелины эпохи — Evil Geniuses, Secret
  5. 2016 год — по настоящее время. Сейчас продолжается эпоха агрессивной и быстрой Доты. Традиционно хорошо в такой атмосфере себя показывают европейские и американские коллективы, неплохо подтянулась Юго-Восточная Азия и Корея. А вот Китай, за исключением Wings и Newbee так и не может адаптироваться под современную игру .Этому способствует мета, которую принесло последнее глобальное обновление — партии проходят очень быстро и динамично. Как следствие, китайские коллективы, привыкшие к медленному и долгому фарму и неспособные быстро менять стиль игры, оказались в ступоре. На трех крупных турнирах турнирах, проведенных в этом году (WESG, Dota Pit League, ESL One Genting), лишь на ESL One Newbee смогли занять второе место, а Wings довольствовались разделенным с «медведями» третьем. До следующего кардинального изменения геймплея, видится мне, китайцам и дальше придется потерпеть с подъемом на верх пьедестала. В список топ-команд, на мой взгляд, сейчас попадают следующие коллективы: OG, Evil Geniuses, Virtus.Pro, Digital Chaos и Team Liquid.
    Властелины эпохи (2016) — OG, Wings, EG.

League of legends

Честно говоря, поделить на такое количество периодов историю «Лиги Легенд», как Доту, не получится. В моем понимании линию разделения на две части стоит поставить на отметке 2012 года. 20 месяцев — столько понадобилось времени азиатским (в частности Тайвань, Китай и Корея) командам, чтобы освоить игру настолько, насколько это возможно. И если все прошлые международные турниры проходили под диктовку европейских, американских и даже СНГ-коллективов (Moscow Five), то потом единственным мерилом команд (не считая IEM) стал Чемпионат Мира, на котором за последние 4 года у неазитских команд лишь 4 «бронзы» (матч за 3 место не играется, 3-4 место получают бронзовые медали).
Властелины игры — SKTT1

Counter-Strike: Global Offensive

Общее впечатление: CS:GO никогда не являлся азиатской дисциплиной, поэтому вся борьба идет между Европой и Америкой (как Северной, так и Южной). Стоит отметить, что в отличие от Доты у каждого периода (кроме настоящего времени) есть четко выраженная топ-1 команда.
Периодизация:

  1. 2012-2013 год. В течение полутора лет после релиза игры почти все крупные турниры прошли под диктовку f0rest’a и компании из Ninja in Pyjamas. Шведы сносили все на своем пути. 9 золотых медалей и 200000$ положили NiP в свою копилку за это время. Стоит добавить, что ребята фактически 5 лет играют в неизменном составе.
    Властелины эпохи: Ninjas in Pyjamas
  2. 2014-2015 год. Пальма первенства перешла в стан другой команды, однако не покинула территорию Шведского Королевства — Fnatic взяли 15 турниров премьер уровня, заработав почти миллион долларов. Несмотря на уверенную игру Fnatic в течение всего периода, как могли мешали им Virtus.Pro, LDLC.com и Na’Vi — в 2014 году и EnVyUs, C9, и TSM в 2015.
    Властелины эпохи: Fnatic
  3. 2016 — Настоящее время: Нет определенно сильнейшей команды, присутствует порядка 10 команд, способных бороться за пьедестал, и еще порядка 20, способных внезапно выстрелить. Стоит отметить уверенную игру Astralis в последние месяцы, а на протяжении 2016 года наиболее стабильную игру показывали SK-Gaming (ex-Luminosity) и Virtus.Pro.
    Властелины эпохи: ?

Call of Duty

Вся история соревновательной дисциплины — история доминирования американских киберспортивных команд в Call of Duty. Разнятся лишь команды, которые выигрывали турниры в разное время:

  • 2013 год — доминирование Complexity
  • 2014 год — доминирование Evil Geniuses
  • 2015-2016 года — доминирование Optic Gaming

Hearthstone

Уникальная игра из данного списка: во-первых, в ней присутствует элемент удачи, а во-вторых — партии проходят 1х1 и формально, происходит битва игрок на игрока, а не команда против команды. Хотя, в последнее время набирает популярность командные турниры по аналогии с Starcraft 2 по системе «царь горы» — как правило до 4 побед, киберспортсмен играет до проигрыша. Грубо говоря — проигрываешь, тебя меняет другой человек из лайн-апа твоей команды.
Наиболее cильные и именитые составы у следующих команд:

  • Cloud 9 (США) — Firebat, StrifeCro, Kolento, DDaHyoni, TidesofTime
  • Tempo Storm (США) — Gaara, Frodan, Eloise, Kaldi, Reynad, Ratsmah, JustSaiyan
  • Dignitas (Великобритания) — Naiman, Kranich, Blackout, Chacki, GreenSheep, CookMysock
  • Liquid (Нидерланды) — Savjz, Neirea
  • Invictus Gaming (Китай) — Comm, Sword, XiaoYao, KowFox, XingSu, QiuTu
  • World Elite (Китай) — HuLu, NightWalk, YouLove, SevenRuo, MrHumor, MoYan
  • Gamers 2 (Испания) — ThijsNL, Lifecoach, Rdu, Lothar

Starcraft II

Раз уж зашла речь о 1х1 онлайн-играх от компании Blizzard, то продолжим Старкрафтом. К сожалению, сейчас дисциплина находится в глубоком упадке, и вариантов к реанимации не видно. Ее расцвет пришелся на 2011-2015 года, а дальше начался кризис. К несчастью, игры жанра RTS не вызывают такого интереса у широкой аудитории, как MOBA и шутеры. Но, игра достойна упоминания, и хотелось бы составить рейтинг команд за ее почти семилетнюю историю. Несмотря на первое место по призовым у Liquid — ведущие позиции в данной дисциплине всегда занимали корейские профессионалы. Тем более, что под знаменами многих западных организаций, как правило, выступают некоторые корейские игроки. Также о силе корейских игроков говорит тот факт, что для выигрыша сравнимых с «жидкими» и «злыми гениями» сумм призовых им понадобилось на порядок меньше турниров.

  1. Team Liquid (Нидерланды) — 1,182,240.90$ за 483 турнира и лиги.
  2. SKTT1 (Южная Корея) — 1,148,659.77$ за 100 турниров и лиг.
  3. Incredible Miracle (Южная Корея) — 1,067,271.03$ за 129 турниров и лиг.
  4. KT Rolster (Южная Корея) — 866,446.26$ за 93 турнира и лиги.
  5. Evil Geniuses (США) — 796,668.37$ за 253 турнира и лиги.

Heroes of the Storm и Overwatch

Подвожу общую линию под обеими играми как под очень молодыми и не до конца сформировавшимися игровыми дисциплинами. Heroes of the storm на серьезном соревновательном уровне существует лишь год, а Овервотч — смешные полгода. Тем не менее, эти игры в будущем должны вырасти в полноценные игровые дисциплины. В числе лучших киберспортивных команд по Overwatch лишь европейские (EnVyUs, Rogue, Misfits) и корейские (LW-Red, Tempest и Lunatic-Hai) коллективы. Силы можно соотнести как 50 на 50. Немного другая ситуация в HotS — при неполном доминировании корейских коллективов (Ballistix, MVP), их разбавляют европейцы (Dignitas, Fnatic) и американцы из Murloc Geniuses.
Все вышеприведенные организации являются столпами, основополагающей силой киберспорта. Вероятно, без их усилий, мы бы не наслаждались киберспортом в том виде, в котором он есть сейчас. Возможно, все бы осталось на мертвой точке в начале века, или нашлись бы другие первопроходцы, — но недооценивать вклад EG или Na’Vi в киберспорт нельзя.

Автор: Dosian

Больше статтей автора: Dosian

Комментарии (0 коммент(ов))